МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЮРИСТОВ

ПРАВОПРЕЕМНИК СОЮЗА ЮРИСТОВ СССР, СОЗДАННОГО В 1989 ГОДУ

ВТОРОЙ ТЮМЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


26.02.2016

ВТОРОЙ ТЮМЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


ВТОРОЙ ТЮМЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

г. Тюмень, Тюменская областная Дума
26-27 февраля 2016 года

Организаторы форума:

Всемирный Русский Народный Собор
Международный союз юристов
Правительство Тюменской области
Тюменская областная Дума
Тобольская Митрополия
Общественная палата Тюменской области
Тюменский государственный университет

Второй Тюменский международный форум Всемирного Русского Народного Собора стал продолжением первого форума, проходившего 21 июня 2014 года под председательством главы Всемирного Русского Народного Собора – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В центре внимания Второго Тюменского международного форума были вопросы государственной политики в области межнациональных отношений, правовое регулирование миграционных отношений в России и странах СНГ. Рассматривались правовые методы предупреждения и преодоления национального экстремизма, этнокультурное развитие и взаимодействие народов России.

Второй Тюменский международный форум «Правовые аспекты гармонизации межнациональных отношений» открыл Чеботарёв Геннадий Николаевич, заместитель председателя Международного союза юристов, сопредседатель Тюменского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, президент Тюменского государственного университета, председатель Общественной палаты Тюменской области

С приветствиями к участникам форума обратились:

Корепанов Сергей Евгеньевич, председатель Тюменской областной Думы

Сарычев Сергей Михайлович, вице-губернатор Тюменской области

Руцинский Андрей Иванович, главный федеральный инспектор по Тюменской области

Костин Олег Александрович, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора

Костин Олег Александрович третий слева

Димитрий, Митрополит Тобольский и Тюменский

Фальков Валерий Николаевич, член Координационного совета Международного союза юристов, ректор Тюменского государственного университета

Международный союз юристов на форуме представлял и выступил с речью Требков Андрей Адамович, председатель Союза.

На пленарном заседании Форума, в числе других выступающих с докладами, выступили представители членских организаций Международного союза юристов:

Арутюнян Гагик Гарушевич, Председатель Конституционного Суда Республики Армения, координатор Конференции органов конституционного контроля стран новой демократии, доктор юридических наук, профессор
«Актуальные проблемы преодоления дефицита конституционализма и формирования толерантного общества».

Казинян Гагик Сергеевич, декан юридического факультета Ереванского государственного университета, председатель Союза юристов Республики Армения, академик Национальной академии наук Республики Армения, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Армения
«Правовое воспитание и обучение в гражданском обществе, как важнейшее условие гармонизации межнациональных отношений».

Малиновский Виктор Александрович, член Конституционного Совета Республики Казахстан, член Научно-экспертного Совета Ассамблеи народов Казахстана, доктор юридических наук, профессор
«Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства: политика, право, практика».

Малиновский Виктор Александрович слева

Чеботарёв Геннадий Николаевич, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета, председатель общественной палаты Тюменской области, заместитель председателя Международного союза юристов, доктор юридических наук, профессор
«Организационно-правовые основы участия общественных палат в развитии многонационального солидарного Российского общества».

Шарипов Толиб Халимович, заместитель начальника Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан
«Вопросы регулирования трудовой миграции в Республике Таджикистан».

В перерыве Пленарного заседания Форума его организаторы провели пресс-конференцию для представителей средств массовой информации.

На фото участники пресс-конференции (слева направо):
Корепанов С.Е., Требков А.А., Димитрий, Митрополит Тобольский и Тюменский, Костин О.А., Чеботарёв Г.Н.


После перерыва пленарное заседание продолжилось рядом важных, содержательных докладов. В завершение заседания хор Тобольской духовной семинарии исполнил несколько песнопений и возгласил «многая лета» участникам форума.

После завершения пленарного заседания состоялась фотосессия.

Во второй половине дня работа Форума проходила в 4-х секциях, где состоялась обстоятельная и конструктивная дискуссия и обмен мнениями по ключевым проблемам межнациональных отношений и поиск их гармонизации. Результаты этой дискуссии нашли отражение в Итоговом документе Форума.

РЕЗОЛЮЦИЯ
II Тюменского международного форума Всемирного Русского Народного Собора «Правовые аспекты гармонизации межнациональных отношений».
Организаторы: Всемирный Русский Народный Собор, Международный союз юристов, Правительство Тюменской области, Тюменская областная Дума, Тобольско-Тюменская Митрополия, Общественная палата Тюменской области, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

26-27 февраля 2016 год, г.Тюмень

Участники форума: представители государственной и муниципальной властей, научных коллективов и общественности, заслушав и обсудив выступления по обозначенной теме, отмечают.

Основой для укрепления и институционального оформления общероссийской гражданской общности  может и должен стать патриотизм, имеющий  твердую культурно-историческую, цивилизационную основу.  Он основан на исторически сложившейся и проверенной временем системе нравственных и культурных ценностей  России как страны-цивилизации,  историческим творцом которой выступил русский народ в союзе с другими народами нашего Отечества.

Отчетливо проявляющийся в течение 2014 – 2015 гг. патриотический подъем, отражающий стремление к единению и солидарности, а также поддержка политического курса, направленного на укрепление государственного суверенитета Российской Федерации и защиту ее национальных интересов, свидетельствуют не только об общенациональной солидарности, но и о необходимости поддержки этого стремления всеми средствами и возможностями государственных органов и органов местного самоуправления, политическими и общественными организациями, СМИ.

На протяжении последних десятилетий наша страна оказалась на перекрестии миграционных потоков. В сложившейся ситуации совершенствование правового регулирования миграции является одной из базовых основ государственной национальной политики.

Российской Федерацией ратифицированы международные правовые акты, направленные на противодействие незаконной миграции: Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (с дополняющим ее Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху); Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств; Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией и другие международные правовые документы.

В то же время любой международный правовой акт, даже ратифицированный государством, зачастую носит декларативный характер, если не подкрепляется внутригосударственным документом, регулирующим ту или иную сферу общественных отношений.

Участники форума констатируют, что сегодня в  российском законодательстве отсутствует комплексный подход к регулированию миграционных отношений. Действующее законодательство практически не регламентирует миграционные потоки из государств - участников СНГ с безвизовым въездом или упрощенным порядком оформления въездных виз. Нечеткое определение ключевых понятий и отсутствие единой понятийно-терминологической системы миграционного законодательства позволяют работодателям содействовать уклонению от контроля миграционных органов иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации.

Ключевой характеристикой миграционного законодательства должна выступать полнота правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении въезда, транзитного проезда, передвижения (пребывания) на территории Российской Федерации либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В этой ситуации  большое значение приобретают нормотворческая деятельность, регулирующая принципы и механизмы формирования многонационального солидарного общества, основанные на единстве самобытных народов, единстве, не отменяющего национальной идентичности и этнокультурного многообразия.

В сложившейся обстановке особенно важно усилить государственную протекционистскую политику в отношении количества и качества иммиграционных потоков, а также контроль за расселением иностранных граждан в приграничных и северных территориях страны, отток населения из которых противоречит национальным интересам и безопасности государства.

В сфере местного самоуправления важно разработать программы, направленные на укрепление межэтнического и межрелигиозного согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципальных образований, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межэтнических конфликтов. Особое внимание необходимо уделить этнокультурному развитию русского народа, что, безусловно, будет способствовать гармонизации межэтнических отношений.

Для регулирования миграционных отношений на территориях Крайнего Севера необходимы дополнительные гарантии коренным малочисленным народам Севера на сохранение их языков и культуры, традиционного образа жизни и хозяйствования.   

Особая роль в гармонизации межэтнических  отношений принадлежит общественным объединениям, которые призваны оказывать содействие правоохранительным органам в противодействии незаконной и криминальной миграции, выявлять факты межэтнических конфликтов, нарушения прав национальных меньшинств, препятствий в развитии языков и культуры народов, деятельности религиозных организаций радикального характера и объединений деструктивной направленности.

Участники форума также считают важным привлекать граждан к общественному контролю за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере национальных отношений, укрепления межэтнического и межрелигиозного  согласия. В рамках подобного подхода предлагается создание Совета по межэтническому диалогу при Всемирном Русском Народном Соборе,  включающего в себя представителей основных этнокультурных групп Российской Федерации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники  форума полагают важным продолжить общественное обсуждение следующих вопросов и инициатив: 

    1. О принятии Федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации», регулирующий принципы и механизмы формирования многонационального солидарного общества, основанного на единстве самобытных народов, единстве, не отменяющей национальной идентичности, этнокультурного многообразия.

    2. О принятии Федерального закона «Основы миграционного законодательства», комплексно регулирующий общественные отношения в миграционной сфере, в т.ч.:
    - использование экономических инструментов предварительной подготовки, обучения и отбора тех категорий иммигрантов, которые будут способствовать достижению поставленных экономических целей иммиграционной политики России;
    - вопросы внешней миграции;
    - трудовые отношения с участием иностранных граждан (лиц без гражданства);  
    - вопросы адаптации и интеграции иммигрантов, в целях гармонизации иммиграционных процессов;
    -  вопросы поддержки соотечественников за рубежом;
    -  разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в миграционной сфере и др.  

    3. О принятии Федерального закона «О народах Российской Федерации».

    4. О принятии изменений в Закон «О языках народов Российской Федерации» в части касающейся утверждения перечня языков народов Российской Федерации»

    5. О возможности передачи части полномочий по оперативному регулированию вопросов занятости и социальной адаптации мигрантов различных категорий в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    6. О механизме легализации иностранных граждан с продолжительным периодом проживания в стране; усилить государственную протекционистскую политику в отношении количества и качества иммиграционных потоков, а также контроль за расселением иностранных граждан в приграничных и северных территориях страны, отток населения из которых противоречит национальным интересам и безопасности государства.

    7. О необходимости внесения изменений в соглашение о сотрудничестве Российской Федерации и Международной организации миграции, уточнив порядок создания в субъектах Российской Федерации филиалов Бюро Международной организации миграции.

    8. О практике осуществления уполномоченными органами оперативного мониторинга рынка труда, организации многофункциональных центров по оказанию правовой помощи работодателям по документационному оформлению процедуры привлечения иностранных работников, а также иностранным гражданам, планирующим осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в том числе подготовке инструкций и методических рекомендаций для потенциальных мигрантов на языках стран их пребывания, разместив их в системе Интернет и на бумажных носителям.

    9. О возможности  заключения между субъектами РФ и Федеральным агентством по делам национальностей соответствующих соглашений в целях согласованного взаимодействия по реализации государственной национальной политики.

    10. О развитии субъектами РФ международных  связей по обмену опытом в решении вопросов обеспечения межэтнического взаимопонимания.

    11. О содействии в реализации мер по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

    12.  О способствовании реализации закона о репрессированных народах, их реабилитации в целях установления национального мира и согласия в регионах с напряженной этнической обстановкой.

    13. О возможности принятия на уровне субъектов РФ  региональных законов, закрепляющих основы гражданского единства, межнационального и межрелигиозного согласия по примеру Ямало-Ненецкого автономного округа и Челябинской области.

    14. О программах органов местного самоуправления, направленных на укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципальных образований, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межэтнических конфликтов.

    15. Об оказании органами местного самоуправления содействия правоохранительным органам в противодействии незаконной и криминальной миграции, прежде всего в предоставлении своевременной информации о деятельности граждан и общественных объединений, направленной на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе; выявление иностранных граждан, нарушающих режим пребывания на территории России, а также лиц, занимающихся незаконной трудовой деятельностью.      

    16. О выявлении фактов межэтнических конфликтов, нарушения прав национальных меньшинств, дискриминации мигрантов, препятствий в развитии языков и культуры народов, деятельности религиозных организаций радикального характера и объединений деструктивной направленности; вандализма по отношению к объектам историко-культурного наследия и духовным ценностям народов.

    17. О предотвращении и минимизации этносоциальных  конфликтов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, возникающих в связи с промышленным освоением земель.

    18. О включении нормы, регламентирующей проведение этнологической экспертизы планируемой и/или осуществляемой хозяйственной деятельности, в Закон Российской Федерации «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». 

    19. О привлечении граждан к общественному контролю за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере национальных отношений, укрепления межэтнического и межрелигиозного согласия.

    20. О проведении мероприятий по вопросам профилактики экстремизма и укрепления гражданского единства, межэтнического и межрелигиозного согласия с привлечением представителей диаспор и религиозных организаций с целью активизации их деятельности по реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и совершенствования механизмов межрелигиозного диалога и сотрудничества. 

    21. О взаимодействия со СМИ в вопросах содействия органам публичной власти, общественным объединениям, религиозным организациям в популяризации среди населения идеи гармонизации межэтнического согласия и взаимоуважения по отношению к лицам иной национальности и вероисповедания, а также в освещении вопросов по изучению иностранными гражданами русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.

В целях практической реализации перечисленных выше вопросов и инициатив участниками форума принято решение обратиться во Всемирный Русский Народный Собор с ходатайством о создании Юридического Совета при Бюро Президиума ВРНС.

Следующий день участники Форума провели в Тобольске. Они осмотрели достопримечательности жемчужины Сибири и побывали в Абалакском монастыре.

 


Возврат к списку